Дата :2022-10-23
Если у ребенка появилось заикание, то соблюдение ниже изложенных правил поможет вам самостоятельно приостановить прогрессирование болезни.
Помните о том, что заикание - тяжелый психо-речевой недуг, и в большинстве случаев оно прогрессирует из-за неправильного поведения родителей.
Нельзя концентрировать свое внимание, внимание ребенка и окружающих на дефекте. Консультируйтесь с доктором после обследования, обязательно выставив малыша за дверь. Избегайте людей, которые любят поговорить с ребенком о заикании. Никогда не ведите семейные разговоры на тему заикания и любых других болезней, которые может слышать ребенок. Уберите из собственного лексикона сам термин «заикание».
Полностью исключите попытки помочь ребенку словами «понятно», «помедленнее», восклицаниями «угу» и др. в невротических паузах его речи. Немедленно прекратите и помощь в виде сопряженного артикулирования (вытягивание губ и т.п.).
Научитесь слушать ребенка. Избегайте создания видимости того, что слушаете, когда он пытается что-то сказать. В разговоре необходимо прямо и доброжелательно смотреть ребенку в глаза, одобряя или порицая его (его, а не речь!) только после всего сказанного.
Общаясь с ребенком, совершенно уничтожьте переспрос (как следствие вашего собственного невнимания) - внезапные восклицания «как?», «ась?», «что?» и т.п. в середине смысловых фраз заикающегося. Если тип речи с переспросом свойственен вам, для начала справьтесь с этим сами. В противном случае вы будете портить психику даже здоровому ребенку!
Не делайте заикающемуся поведенческих послабок, чтобы ребенок не стал чувствовать, что он «не как все».
Если речь ребенка страдает нарушением звукопроизношения и (или) общим недоразвитием, немедленно обратитесь к логопеду для ее исправления. Сложившаяся практика «исправлять звуки» после 5-ти лет абсолютно неправильна - опытный логопед обнаружит развивающийся дефект в возрасте от 2-х лет, и чем раньше наладится звукопроизношение, тем менее выраженным будет заикание у ребенка. Помните - заикание провоцируется дефектным звукопроизношением, поэтому в первую очередь исправляется звукопроизношение! Речь в семье должна быть четкой, повествовательной и, по возможности, негромкой. Ваши слова-паразиты также неблагоприятно влияют на речь ребенка.
Здоровая атмосфера в семье - залог успешного преодоления болезни. Но даже если заикание сохраняется, ребенок, став взрослым, будет чувствовать себя полноценным человеком.
Если ваш ребенок ходит в неспециализированный детский сад или школу, где общается с другими детьми, знайте - эта болезнь передается и «прививается» по подражанию. Причем «перенятое» заикание обычно сильнее «образцового» по выраженности и тяжелее лечится. Думайте не только о своем ребенке, но и о других детях.
Резко ограничьте ребенка в играх на компьютерных игровых приставках. Особенно опасны для заикающегося портативные компьютерные игрушки и навороченные играми мобильники, требующие быстрого управления пальцами рук. Уберите телевизор из кухни, не допускайте еды с участием телевизора и дискуссий во время еды.
Переборите свое благосостояние - владейте только одним телевизором. Этот прибор обязательно снабдите родительским контролем. Заикающийся не должен включать его самостоятельно, когда захочет. Время просмотра телепередач подбирается индивидуально для каждого ребенка-невротика в зависимости от его возраста и состояния здоровья. Программы и фильмы с демонстрацией заикания, множественной моментальной сменой сюжетных сцен, «страшилки» и «ужастики» - запрещены!
Организуйте и строго соблюдайте в семье режим дня и питания. Заикающемуся ребенку нежелательно «доедать» в промежутках между приемами пищи.
Откажитесь от практики разбивать за ребенка яйца, открывать баночки с йогуртом, разрывать пакеты с чипсами, шоколадками и т.п. - ему надо уметь все это делать самому.
Ваш ребенок не может спать на двухъярусной кровати. Ему противопоказан сон с родителями и сон с включенным светом. Ложиться спать допускается не позднее 22.00.
Вовлеките ребенка в любой вид деятельности (музыка, спорт и т.п.). Игра на духовом инструменте (особенно на саксофоне) сильно развивает дыхание, воспользуйтесь такой возможностью, если выбираете музыкальный профиль. Также дыхание нормализует бассейн, кроме того, вода на невротиков действует расслабляюще.
В обязательном порядке наделите ребенка индивидуальными домашними обязанностями и строго спрашивайте качество труда. Причем объем домашних обязанностей, в зависимости от возраста, должен увеличиваться. Уделяйте особенное внимание развитию любых бытовых навыков заикающегося.
Не выражайте свою любовь многочисленными игрушками, покупаемыми без повода. Игрушка имеет ценность для ребенка, когда она долгожданна и заслужена. Одновременно в детской комнате должно быть не более 15 игрушек.
Обуздайте собственное тщеславие - не устраивайте ребенка в школу для гениев и особо одаренных детей. Зачастую обучение в таких школах сопряжено с повышенными нагрузками, а заикающийся ребенок - ослабленный. Помните: в начальной школе для неослабленных детей максимальная учебная нагрузка - 20 часов в неделю, превышение этого норматива может причинить существенный вред здоровью ослабленного ребенка.
С самого младшего возраста всячески развивайте коммуникацию ребенка со своими сверстниками; избегайте изоляционизма, практикуемого некоторыми.
Одежда заикающегося не должна ему мешать, содержать элементы, заставляющие их поправлять, оттягивать и дергать. Не должна мешать заикающемуся и его прическа.
Воздержитесь от посещений с ребенком больших магазинов, шумных развлекательных центров, салютов и страшных аттракционов. Не запускайте новогодние петарды, не покупайте игрушки, издающие оглушительные или неприятные звуки.
Если вы считаете невозможным соблюдение указанных несложных правил, то остается лишь напомнить, что здоровье ребенка находится в ваших собственных руках!
И все же самое главное, что необходимо сделать родителям заикающегося, это обратиться за квалифицированной помощью.
С.Б. Скобликова «Заикание: лицом к лицу»