Основные методики развития речи

Основные методики развития речи

Существует несколько классификаций, используемых специалистами. Согласно одной из них, все технологии развития речи детей дошкольного возраста принято делать на три группы:

  • наглядные;
  • словесные;
  • практические.

Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные. К непосредственным в первую очередь относится наблюдение и его разновидности – экскурсии, обзор помещений. Опосредованные методы позволяют педагогам знакомить детей с чем-либо, используя изобразительную наглядность: игрушки, фотографии, картины, диафильмы, художественные фильмы, модели.

Словесная методика развития речи – это, например, чтение и пересказ художественного текста. Сюда же относятся рассказы, обобщающие беседы, заучивание текстов наизусть. Если речь идет о работе с детьми младшего возраста, то наряду со словесными методами применяются и наглядные: показ рисунков, игрушек, фотографий.

Практические методики развития речи направлены на совершенствование речевых навыков и умений. В качестве примеров можно назвать разнообразные дидактические игры, инсценировки, а также многие виды творческой деятельности: рисование, конструирование, моделирование – если при этом предполагается общение между ребенком и преподавателем.

Еще одна классификация выделяет, в зависимости от характера речевой деятельности ребенка, репродуктивные и продуктивные методы развития речи. Первые основаны на восстановлении речевого материала: это заучивание, пересказ близко к тексту, игры-драматизации на основе литературных произведений. Вторые предполагают развитие речевого творчества и обучение ребенка построению собственных связных высказываний: творческий пересказ, обобщающая беседа, повествование.