Современные технологии в логопедии

Современные технологии в логопедии

Любое образовательное направление предполагает грамотные и слаженные действия, при помощи которых и достигаются цели. В случае логопедии целями будут – развитие, усовершенствование, восстановление и коррекция речевых функций у детей и взрослых. Логопед должен знать разные технологии и уметь пользоваться ими на практике в работе с пациентами, страдающими нарушениями речи. Что именно относят к таким технологиям, какие они бывают и с какими именно нарушениями можно справиться с их помощью – расскажем в нашей статье.

Виды речевых нарушений, с которыми работает логопед

Современный специалист в области логопедии сталкивается с задачами наладить речевые функции и скорректировать отклонения у пациентов:

  • с дислалией (неправильным произношением звуков, их искажением, заменой и пропусками при нормальных слуховых функциях и речевом аппарате);
  • с задержкой речевого развития (нарушением сроков появления речи, скудным словарным запасом, дефектами произношения, которые возникают у детей при сохранном интеллекте);
  • с дисфонией/афонией (хриплостью голоса или его отсутствием);
  • с ринолалией (дефектом гнусавости и неразборчивости произношения, который часто возникает у пациентов с расщелиной неба);
  • с общим недоразвитием речи (системным нарушением, при котором плохо произносятся звуки, слоги, делаются смысловые ошибки, присутствует низкий запас слов);
  • с дизартрией (нарушением работы мышц речевого аппарата, участвующих в произношении слов и звуков; при этом речь неэмоциональна, словарный запас мал, а чтение и письмо даются с трудом);
  • с заиканием (расстройством ритмики речи, вызванном систематическими судорогами речевого аппарата);
  • с фонетико-фонематическим нарушением (изменением речи, связанным с патологиями восприятия и произношения);
  • с дисграфией и дислексией (нарушениями письма и чтения);
  • с последствиями инсульта, травм или других серьезных заболеваний.

В чем заключается работа специалиста?

Цель логопедической работы – максимально устранить нарушения устной речи, письма, чтения. Для этого специалист действует следующим образом:

  1. 1.Проводит логопедическое обследование, чтобы выявить проблемы речевой сферы и определить пути и средства коррекционной работы. На этом этапе важно как можно скорее выстроить с пациентом доверительные отношения, поскольку некоторые методы без этого не принесут никакого эффекта.
  2. 2.При помощи специальных техник исправляет произношение звуков.
  3. 3.Вырабатывает навыки восприятия, понимания, анализа звуковой речи (звуков, слов, предложений).
  4. 4.Обогащает запас слов.
  5. 5.Развивает связность речи и грамматику.
  6. 6.Формирует способность писать и читать.
  7. 7.Восстанавливает утраченные речевые функции (в случае перенесенного инсульта или других заболеваний).

Чтобы грамотно выполнять все эти задачи, требуются специальные знания и навыки. Наука логопедия постоянно ищет новые, более совершенные способы и методы развития, воспитания и обучения, используя для этого новейшие логопедические технологии. Что же именно относится к ним?

Что относится к современным технологиям в логопедии?

Сегодня практикующие логопеды имеют в своем арсенале как традиционные технологии диагностики и коррекции, так и нетрадиционные приемы, которые помогают достичь наилучшего результата в каждом конкретном случае.

Современные технологии делятся на следующие направления:

1. Для проведения обследования:

  • технологии для детей и взрослых с различными нарушениями речи;
  • нейропсихологический метод.

2. Для улучшения артикуляции:

  • ручной логомассаж;
  • массаж при помощи зондов;
  • точечный массаж;
  • артикуляционная гимнастика;
  • искусственно проведенная гипотермия и гипертермия.

3. Для развития мелкой моторики:

  • кинезиотехники;
  • гидрореабилитация;
  • песочная терапия;
  • пальцевый массаж;
  • игровые методы.

4. Для исправления звуков:

  • постановка звуков;
  • коррекция звонкого произношения у пациентов с дизартрией;
  • коррекция произношения у пациентов с ринолалией.

5. Для выработки навыка правильного речевого дыхания:

  • метод установления дыхания при заикании;
  • дыхательные гимнастики;
  • коррекционные техники дыхания при ринолалии и дизартрии.

6. Для коррекции голоса и произношения:

  • упражнения для пациентов с заиканием, ринолалией, дизартрией;
  • музыкальная терапия.

7. Для формирования интонации:

  • упражнения для пациентов с заиканием, ринолалией, дизартрией.

8. Для исправления ритмики устной речи:

  • упражнения для пациентов с заиканием, ринолалией, дизартрией.

9. Для развития лексических и грамматических сторон речи:

  • инсценирование;
  • фантазирование;
  • метод креативного развития и моделирования речи.

10. Для закрепления и развития связности речи:

  • нейропедагогика;
  • метод сказкотерапии.

11. Для моделирования речи:

  • применение моделей при постановке звуков;
  • моделирование для связности речи.

12. Для формирования речевой саморегуляции:

  • аутотренинг.

13. Для сохранения здоровья на всех этапах коррекции:

  • логоритмика;
  • использование ароматерапии;
  • имаготерапия;
  • занятия йогой;
  • рисование;
  • музыкотерапевтический подход.

14. ИКТ:

  • компьютерные программы;
  • сурдологопедические и логопедические тренажеры;
  • мультимедийные технологии (текстовые, аудио- и видеосредства).

Основные коррекционные технологии работы логопеда

Рассмотрим наиболее популярные из этих логопедических технологий подробно.

1. Логомассаж

Как выполняется: при помощи механического воздействия на органы артикуляции у детей и взрослых укрепляются и расслабляются мышцы, улучшается кинестетическое восприятие.

Виды:

  • ручной массаж;
  • аппаратный массаж с вакуумным или вибрационным эффектом;
  • массаж с использованием дополнительных приспособлений: зондов, камней, мешочков с травами;
  • точечный массаж (задействование активных точек с наибольшим количеством нервных окончаний и сосудов);
  • самостоятельный массаж (пациент выполняет в домашних условиях).

Кому поможет: людям с диагнозами дислалия, ринолалия, алалия, дисграфия, с выраженными нарушениями голоса и тонуса артикуляционных мышц, с заиканием невротического характера, при нечетком произношении звуков.

Когда нельзя делать:

  • при вирусных болезнях в активной стадии;
  • при стоматитах и конъюнктивитах;
  • при кожных заболеваниях.

2. Локализованная гипертермия/гипотермия

Как выполняется: с помощью лечебного воздействия тепла и холода (теплой воды и льда) на речевые органы и мышцы нормализуется тонус и мышечные реакции.

Техники применения:

  • по очереди использовать теплый и холодный факторы;
  • использовать только теплое воздействие;
  • использовать только холодное воздействие.

Кому поможет: при высоком слюноотделении, при некоторых формах детского церебрального паралича, при синкинезии (непроизвольном движении, которое сопровождает произвольное, к примеру, при движении языка двигается и верхняя губа).

Когда нельзя делать:

  • при диагнозе эпилепсия;
  • при воспалении органов дыхания;
  • при аллергии на холод.

3. Дыхательные упражнения

Дыхательная техника принесет следующие результаты:

  • сформирует правильное речевое дыхание;
  • добавит речи плавность и выразительность;
  • обеспечит навык нормального звукообразования;
  • улучшит ритмику всего организма;
  • разовьет самоконтроль.

Кому поможет: пациентам с заиканием, при глотании фраз, при слабо развитом дыхательном аппарате. Занятия следует проводить в хорошо проветренном помещении.

4. Логопедическая ритмика

Комплекс музыкально-речевых и двигательных занятий, которые проводит логопед в условиях школы или детского сада.

Как выполняется:

  • танцы и пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • пение и дыхательная гимнастика;
  • подражание звукам;
  • пение в процессе ритмической ходьбы;
  • повторение чистоговорок.

Результат:

  • активизируется навык переключаться с одного действия на другое;
  • развитие творческих способностей, выносливости, координации движений;
  • укрепление мышц и осанки;
  • успокоение нервных и гиперактивных детей;
  • развитие моторики;
  • повышение активности у излишне медлительных детей.

Кому поможет:

  • детям в период формирования речи;
  • при дизартрии;
  • при заикании;
  • при быстрой или медленной речи.

Занятия должен проводить опытный специалист с учетом индивидуальных особенностей детей.

5. Пальчиковые упражнения

Ритмичные движения пальчиков развивают речевые мозговые центры у детей, поэтому пальчиковая гимнастика – это эффективная логопедическая техника.

Результат:

  • совершенствование чувства равновесия, мелкой моторики, памяти, внимания;
  • возможность быстро освоить письменные навыки в будущем.

6. Песочная терапия

Для игр с песком потребуется песочница (деревянный ящик), чистый песок, вода, фигурки, изображающие людей, животных, бытовые предметы и транспорт.

Задания для детей при играх с песком:

  • оставить на песке отпечатки ладоней и кулаков;
  • сжимать и разжимать пальцы в песочнице;
  • двигать руками по песку, рисуя волны, линии и узоры;
  • закапывать предмет в песочнице;
  • рассказывать о своих ощущениях при взаимодействии с песком.

Результат:

  • связность речи;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • совершенствование навыков счета, письма, чтения;
  • рост творческой и познавательной активности;
  • развитие образного мышления и фантазии;
  • раскрытие индивидуальных способностей;
  • снятие эмоционального напряжения и тревожности.

Кому нельзя заниматься:

  • страдающим кожными заболеваниями;
  • имеющим царапины или порезы на коже рук;
  • при диагнозе бронхиальная астма;
  • аллергикам (потребуется консультация специалиста).

7. Сказкотерапия

Это психотерапевтическая методика, которая активно используется не только психологами, но и логопедами для речевого развития. На занятиях рассказываются, сочиняются сказки, делаются рисунки к ним.

Результат:

  • совершенствование речевых, слуховых и зрительных функций;
  • обогащение словарного запаса;
  • тренировка воображения и памяти;
  • возможность посмотреть на себя со стороны;
  • положительные эмоции.

8. Музыкотерапия

Музыка оказывает благотворное влияние на организм. При помощи слушания музыкальных произведений, пения, игры на инструментах, театральных музыкальных постановок повышается активность мозга, пациент испытывает приятные эмоции, стимулируется дыхание и совершенствуются речевые навыки.

Результат:

  • положительное психоэмоциональное состояние;
  • устранение страха при речевых расстройствах;
  • развитие голоса и восприятия на слух;
  • повышение общего культурного уровня;
  • рост коммуникационных навыков.