Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию эмоциональной сферы ребёнка.

Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию эмоциональной сферы ребёнка.

Необходимо развивать у детей способность различать, понимать эмоциональные состояния человека. Учить детей самостоятельно называть эмоциональные состояния, истолковывать через анализ экспрессии, досмысливания соответствующей ситуации и т. д., т.е. помочь детям перейти к более высокому уровню понимания эмоций — к осмыслению в форме истолкования и проявления эмпатии. Для этого поставлен ряд задач, выделены условия, способствующие решению этих задач и критерии, по которым можно судить об эффективности проведённой работы.

Задачи.

  1. Развивать умение считывать информацию с собеседника и передавать её, используя невербальные средства коммуникаций (жесты, мимику, позу и др.), сформировать представление о роли неязыковых средств в процессе общения.
  2. Развивать умение выделять элементы экспрессии, характерные тому или иному эмоциональному состоянию.
  3. Развивать умение распознавать эмоциональное состояние человека.
  4. Побуждать детей к выражению собственных чувств. Формирование экспрессивных эталонов выражения отдельных эмоций, развитие выразительных движений. Выражение своего эмоционального отношения
  5. Пополнять словарный запас словами, описывающими эмоциональные состояния человека.

Условия.

  • 1. Организация игровой деятельности детей.
    • 1.1.“Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем”.
    • 1.2.“Море волнуется раз...” — дети принимают различные позы, а воспитатель, а потом и др. дети говорят, что хотели изобразить, на что похоже, что получилось, почему не похоже, как надо было сделать.
    • 1.3. “Маленький скульптор”, “В магазине зеркал”, “Кто это?” и др. (Чистякова “Психогимнастика”).
    • 1.4.“Загадки” — загаданное слово или выражение передать любым способом (кроме речи) так, чтобы другие его отгадали.
    • 1.5.Рассматривание комиксов, рисование комиксов.
    • 1.6.Пантомимика в рисунках — дети дорисовывают “скелет” — условную фигурку, сигнализирующую об эмоциональном состоянии человека (какая поза какому эмоциональному состоянию соответствует).
    • 1.7.Создание ситуаций, в которых ребёнок по жестам должен догадаться, что хочет сказать воспитатель. (Иди ко мне, тише, не надо, уходи, я не знаю, дай мне и многое другое).
      • 2. Знакомство с эмоциями
        • 2.1.“Лица” — дети рассматривают карточку, называют настроение, которое они символизируют. Затем карточки разрезают пополам, дети восстанавливают. Когда шаблоны восстановлены, при помощи красок, карандашей дополняют лицо недостающими деталями (глаза, волосы, фон и др.).
        • 2.2.“Фоторобот” — отдельные элементы экспрессии, из которых можно составить лица в различных эмоциональных состояниях (различные конфигурации и выражения бровей, рта, глаз и т.п.).
        • 2.3.Подбор к фигуркам с различными выражениями лиц соответствующих положений тел и наоборот.
        • 2.4.“Азбука настроений”. Найти всех весёлых, радостных, злых, недовольных и т.п. персонажей и объяснить почему, по каким признакам определили.
        • 2.5.Аппликация — дети вырезают элементы, изображая, например, портрет зимы, весны или весёлую девочку.
        • 2.6. “Подбери лицо”. На картинке изображена ситуация и фигура человека, необходимо подобрать подходящие для этой ситуации выражения лиц.
        • 2.7. Рассматривание картин, портретов и беседа по ним.
          1. Что происходит с персонажем?
          2. Какое эмоциональное состояние у этого героя?
          3. Что думает тот или иной персонаж и т.п.
        • 2.8.Рассматривание иллюстраций — придумать фразу, соответствующую эмоциональному состоянию изображённого.
        • 2.9.Обращать внимание на их собственные эмоции (Ира, тебе грустно? У тебя брови приподняты, а уголки губ опущены вниз и в глазах нет искорок), задавать вопросы детям об их эмоциональном состоянии.
        • 2.10. При рассказывании сказок передавать не только содержание, но и эмоциональное состояние героев
      • 3. Театрализованная деятельность
        • 3.1. Театр плоскостной или фланелевый. Фигурки героев сказок в различных эмоциональных состояниях: при рассказывании сказок ребёнку необходимо подобрать фигурку, соответствующую данному отрывку из сказки.
        • 3.2. Экскурсии, где дети могут наблюдать различные эмоциональные состояния (магазин, транспорт, ...) и игры театрализации по воспоминанию.
        • 3.3. Выразительное чтение художественной литературы: по ходу чтения обращать внимание детей на эмоциональное состояние и на то, как его выражают (посмотрите, как Тане нравится сказка, она наклонилась вперёд, чтобы ничего не пропустить и т.п.), игры драматизации и театрализации литературных произведений.
        • 3.4. Просмотр спектаклей. Беседа с детьми о том, как актёры изображают то или иное эмоциональное состояние, режиссерские игры.
        • 3.5. Организация инсценировок, где дети непосредственно учатся выражать различные эмоциональные состояния, обсуждение сцен, которые будут разыгрываться (обсуждение жестов, мимики, характерных черт героев), самостоятельное изготовление атрибутов, декораций (эмоциональное отношение к происходящему).
      • 4. Фантазирование
        • 4.1. Эмоциональное предвосхищение событий (“Волшебная палочка”).
        • 4.2. Письма, подарки сказочным героям (выражение своего эмоционального отношения).
        • 4.3. Дорисовка персонажей из геометрических фигур, из цветовых пятен.
        • 4.4. Выбор цвета и его использование при заполнении силуэта, подборе фона. Изображение цветом эмоционального состояния. Подбор подходящего цвета так, чтобы по цвету можно было догадаться, что чувствует изображённый персонаж в данный момент.
        • 4.5. Не дочитав сказку до конца, предложить другую развязку.
        • 4.6. Приемы Дж. Родари из книги «Грамматика фантазии»:
          1. - А что было потом?
          2. - Сказка — калька.
          3. - Сказка наизнанку.
          4. - Салат из сказок и др.
        • Критерии успешности эмоционального развития.

          1. Дети во время разговора корректируют свои высказывания, опираясь на информацию, считываемую с партнёра.
          2. В рисунках адекватно отражают жесты, мимику и т.п.
          3. Дети выделяют разнообразные элементы экспрессии, могут их обобщить и назвать эмоциональное состояние.
          4. Дети самостоятельно и точно называют эмоциональные состояния. Истолковывают состояние человека через домысливание ситуации, высказывание реплики от лица изображённого персонажа, проявляют эмоциональное отношение. Дети чувствуют роль и адекватно изображают эмоциональное состояние героя.
          5. В коммуникациях дети адекватно оценивают друг друга, что приводит к наименьшему числу конфликтов. Не закомплексованы, свободно общаются со сверстниками и взрослыми
          6. Проявляют к детям чувство сострадания, эмпатии, понимания.
          7. Дети самостоятельно описывают эмоциональные состояния, выделяя элементы экспрессии и используя разнообразные слова при названии элементов экспрессии.