Эмоциональные и поведенческие нарушения в детском возрасте

Эмоциональные и поведенческие нарушения в детском возрасте

В младенческом возрасте эмоциональными нарушениями являются:

  • Отсутствие “комплекса оживления”, определяющего эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте 4 месяцев, т.к. ранее это может быть обусловлено индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном развитии ребёнка).
  • Запоздалое появление комплекса оживления после 5-6 месяцев
  • Задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоции, отсутствие чётких мимических реакций, в частности, улыбки, которая возникает в 3 месяца.
  • Неадекватная эмоциональная реакция на действия матери (парадоксальные реакция страха и плача на улыбку, поглаживание и т.п.).
  • Апатия и равнодушие ребёнка в ситуации взаимодействия с человеком (в частности, ухаживающей матерью).

На 2-ом году жизни эмоциональными нарушениями являются:

  • Отсутствие эмоционального заражения, которое появляется ещё в младенческом возрасте и выступает основой общения ребёнка со взрослым.
  • Высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, “застревание” эмоционального процесса, который в норме у ребёнка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает.
  • Отсутствие чётко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей. Ребёнок с нормальным развитием эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции при общении с близкими людьми — прежде всего, с родителями. В норме в конце первого и на втором году жизни важнейшим условием развития симпатии к другому человеку становится уровень активности этого человека в совместной деятельности с ребёнком. Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными и устойчивыми, хотя общение ещё сохраняет ситуативный характер. Так, ласка одного и того же симпатичного ребёнку человека может в одном случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного занятия) вызывать недовольство или противодействие.
  • Отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек.
  • Боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.), чрезмерная осторожность не свойственна маленьким детям, что и обуславливает необходимость контроля за действиями ребёнка со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, скорее об эмоциональном нарушении, т.к. в основе лежат иные процессы, нежели в осторожности взрослых людей.
  • Эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например: какой-то игрушке). Положительные эмоции при манипулировании предметов являются признаком нормального развития эмоциональной сферы личности ребёнка, но если ребёнок испытывает радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребёнка к повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным и даже необходимым в развитии ребёнка, т.к. является проявлением желания ребёнка к продлению удовольствия. Достижение ребёнком хорошего результата ведёт к повторным попыткам с тем, чтобы ещё раз повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков.
  • Депрессия, длительность которой неадекватна силе воздействия. Так, если небольшое неприятное событие (например, “шлепок” со стороны родителей и т.п.) повергает ребёнка в длительное эмоционально негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и т.п.).
  • Амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребёнка считается нормальным, если оно проявляется в ситуациях социальных ограничений на удовлетворение потребностей (ситуациях “хочу” — “нельзя”. Вне подобных ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений развития. Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребёнок “мечется”, не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-то предмет или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и др. подобные эмоции.
  • Равнодушие и апатия ребёнка. Чаще всего оно обусловлено социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации восстанавливает нормальное развитие ребёнка.

Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте.

  • Отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку. В норме ребёнок, слушающий сказку, идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все коллизии. Эти переживания достаточно точно проявляются в невербальном поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации — само по себе негативное явление, но оно ещё и негативно влияет на развитие просоциальной активности и “объединяющих” чувств, регулирующих межличностные отношения. Отсутствие эмоциональной децентрации является более надёжным показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса. Естественно, что ребёнок, обладающий меньшей подвижностью процессов возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным “застреванием”. Соответственно осложняется и диагностика отклонения, ибо регулярная “эмоциональная неадекватность” сможет рассматриваться как аномальная, лишь, будучи соотнесенной, с индивидуальными особенностями нейродинамики психических процессов.
  • отсутствие эмоционального предвосхищения может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновения стыда, угрызений совести и т.д. Без эмоционального предвосхищения невозможно даже появление того минимума произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения будущего (а затем и прошлого) или возможностей понимания ребёнком желаний другого человека.
  • Отсутствие синтонии. Под синтонией понимается способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего, “близкого”, симпатичного). Синтония является признаком нормального развития в раннем и дошкольном возрасте.
  • Отсутствие специфического феномена эмоциональной регуляции для дошкольного возраста — “чувства вины, связанного с новым типом самосознания (“это сделал я”) и способностью эмоционально возвращаться в прошлое.
  • Множество негативных эмоций и фобий ребёнка, окрашивающих различные ситуации.